22 июня началась война. Казалось бы, что как-то не до кино. Но с первых дней Отечественной войны кинематографисты РСФСР начали выпуск патриотических фильмов. Художественная кинематография обратилась на первых порах к наиболее мобильной форме - "Боевым киносборникам", выходящим под общим названием "Победа за нами", Короткометражным фильмам, сатирическим мультипликациям. Среди лучших новелл, вошедших в киносборники - "Трое в воронке" (реж. Б. Оленин, И. Мутанов), "Патриотка" (реж. В. Пронин), "Пир в Жирмунке" (реж. Пудовкин) и др.
В 1942 г. был выпущен полнометражный художественный фильм "Секретарь райкома" (реж. Пырьев) - о борьбе с фашистскими захватчиками. В центре фильма большевик Кочет (актёр В. Ванин) - организатор партизанского движения. Достоверность характеров героев, темпераментная режиссура, мастерство актёров (Жаров, Ладынина, М. Астангов) обусловливали достоинство первого фильма о народных мстителях. Этой же теме посвящен фильм режиссера Эрмлера "Она защищает Родину" (1943 г.), где рассказывалось о судьбе русской женщины, в прошлом передовой колхозницы, ставшей партизанским вожаком (актриса Марецкая).
В. П. Марецкая
М. А. Ладынина
Значительное место занимали фильмы о патриотизме и мужестве советских людей в годы войны: "Зоя" (1944 г., реж. А. Арнштам), "Нашествие" (по пьесе Л. Леонова, реж. Роом) и "Человек № 217" (реж. Ромм, оба в 1945 г.). Выпускались фильмы о Движении Сопротивления в порабощенных странах Западной Европы. Заслуженным успехом пользовались комедии "Антоша Рыбкин" (1942 г., реж. К. Юдин) и особенно "Новые похождения Швейка" (1943 г., реж. Юткевич).
Большую роль в воспитании патриотизма советских зрителей, их веры в победу сыграли фильмы о бойцах и командирах Советской Армии. О героях битв Сталинграда, о превосходстве советской военной стратегии рассказывал один из наиболее значительных фильмов военных лет "Великий перелом" (1945 г., реж. Эрмлер).