ПЫРЬЕВ ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ
4 (17) ноября 1901 года (село Камень-на-Оби, Алтай, Российская империя) — 7 февраля 1968 года (Москва, РСФСР, СССР).
Советский кинорежиссёр, сценарист.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942).
Народный артист СССР (1948).
Иван Александрович Пырьев родился в крестьянской семье, на Алтае. В 1904 году отца убили в драке. Мать уехала на заработки. а Ваня жил в большой старообрядческой семье деда Осипа Комогорова. С восьми лет мальчик помогал по хозяйству, был пастухом.
Когда Ваня окончил три класса, мать увезла его в небольшой городок Мариинск, где она жила с мелким торговцем фруктами — татарином Амировым. Отчим отличался крутым нравом, в подпитии бросался на всех с кулаками. Однажды Ваня не выдержал и, схватив топорик, кинулся на Амирова, но тот позорно бежал и спрятался в полицейском участке. После этого Пырьев вынужден был пойти "в люди"...
В конце 1915 года Пырьев сел в один из воинских эшелонов и поехал на фронт. Он воевал в составе 32-го Сибирского полка. Был дважды ранен, награжден Георгиевскими крестами 3-й и 4-й степеней.
В мае 1918 года он заболел тифом. После выздоровления записался в ряды Красной армии и в партию. Сначала был рядовым красноармейцем, затем политруком, агитатором в политотделе 4-й железнодорожной бригады. В это время Пырьев начал учиться в театральной студии Губпрофсовета, где встретился и подружился с Григорием Александровым.
Иван Пырьев стал одним из организаторов Уральского Прлеткульта. В Екатеринбурге он месяца три под фамилией Алтайский играл небольшие роли в профессиональной драматической труппе.
В конце лета 1921 года в Екатеринбург приехала на гастроли Третья студия МХАТ. Пырьев с Александровым были настолько поражены их искусством, что вскоре отправились в Москву.
Был актёром 1-го Рабочего театра Пролеткульта и театра имени Мейерхольда.
В 1923 году окончил актёрское и режиссёрское отделение Государственной экспериментальной театральной мастерской. Наконец судьба привела его в кино.
Пырьев начинал как помощник режиссёра. Вскоре о нём заговорили как о "короле ассистентов". Утверждали, что даже самый беспомощный режиссёр при помощи Пырьева добьется успеха.
Конечно, он хотел снимать сам. Помог ему случай.
Однако, сняв два фильма, в процессе работы над третьей картиной "Деревня последняя", начатой в 1931 году, режиссёра отстранили от постановки "за противопоставление интересов картины интересам государства"...
Пырьев оказался без работы. Представитель армянской кинематографии уговорил режиссёра и его жену актрису Аду Войцик поехать работать на Ереванскую киностудию, однако вскоре супруги опять вернулись в Москву.
В начале 1930-х годов Пырьев напряжённо искал свою тему, мечтал экранизировать «Мёртвые души» Н.В. Гоголя, но обстоятельства вынудили его выбрать путь политически лояльного режиссёра. Тем не менее, даже в политически ангажированном «Партийном билете» (1936) — фильме о враге советской власти, прикинувшемся партийным активистом, он достиг подлинного драматизма и детективной напряженности интриги.
Однако успех этого фильма не укрепил положения Пырьева на "Мосфильме". Рассорившись с дирекцией, он отбыл в Киев.
«Богатая невеста" (1937) — лирическая музыкальная комедия о колхозной жизни, встреченная зрителями с большим энтузиазмом, определила для Пырьева выбор жанра и темы на годы вперед. Исполнительница главной роли Марина Ладынина сразу вошла в число наиболее популярных советских актрис, а кроме того, стала второй женой ивана Александровича. Через год в их семье появился сын Андрей.
Однако, прежде чем картина появилась на экране, вокруг неё разгорелся нешуточный скандал. Наряду с московскими артистами в нём снимались и местные. И вот в разгар съёмок руководители киностудии внезапно усмотрели в отснятом материале "националистический уклон". Фильм оказался на грани срыва. И всё же Пырьеву удалось доснять картину и спешно отбыть в Москву. Но высокое киноруководство, отсмотрев отснятый материал, положило его на полку. И только весной 1938 года, когда сменилось руководство Кинокомитета и после просмотра фильма Сталиным, было приказано растиражировать и срочно выпустить фильм на экран.
Кинорежиссёр ставит музыкальные комедии "Трактористы" (1939), "Свинарка и пастух" (1941) о битвах за урожай, о веселых и неутомимых передовиках. Эти феерии, не имевшие ничего общего с реальной жизнью, тем не менее, полюбились рядовому зрителю.
В годы войны Пырьев снял фильм "Секретарь райкома" (1942), в котором остался верным жанровому кино, показав партизанскую войну в духе приключения с элементами детектива. Затем режиссёр снял музыкальную мелодраму "В шесть часов вечера после войны" (1944, Государственная премия СССР, 1946), полную предчувствия грядущей Победы.
Фильм "Сказание о земле Сибирской" (1948) был очень хорошо оценен прессой, премирован, продан в восемьдесят шесть зарубежных стран, но особенно большим успехом почему-то пользовался в Японии.
После войны положение Пырьева в глазах кремлёвского руководства упрочилось. Он был на хорошем счету у самого Сталина. И даже то, что он был песпартийным, не помешало ему стать главным редактором главного печатного органа кинематографистов — журнала "Искусство кино".
В "Испытании верности" (1954) в последний раз у него играет Марина Ладынина. В 1955 году Ладынина и Пырьев официально зарегистрировали свои отношения, а в следующем году в ресторане "Арагви" отметили 20-летний юбилей совместной жизни.
В 50-60-х годов Пырьев руководил "Мосфильмом", затем его II объединением, где поддерживал многих молодых режиссёров, позднее ставших знаменитыми. В эти же годы Пырьев обратился к творчеству Достоевского, экранизировал его романы "Идиот" (1958), прочитанный режиссёром увлеченно и страстно, хотя и несколько односторонне, "Белые ночи" (1960), наименее удачная работа режиссёра.
В 1956 году Пырьев вступил в ряды КПСС, через год возглавил оргкомитет Союза советских кинематографистов.
Весь последний период творчества Пырьев занимался общественной деятельностью. Он избирался депутатом в Верховный Совет СССР, осуществлял культурные связи с зарубежными странами, долгие годы был заместителем председателя Большого художественного совета Министерства кинематографии СССР, художественным руокводителм "Мосфильма". Несколько лет проработал он и директором "Мосфильма" (1954-1957).
"Иваном Грозным" называли Пырьева между собой кинематографисты, уважая, боясь, восхищаясь. Иван Александрович был человеком огромного темперамента и эмоциональности, но с большим обаянием и умением привлекать людей. Скольких руководителей он посетил и убедил, чтобы появился Союз кинематографистов СССР — истинное детище Пырьева.
Однако, получив должности и посты, Иван Александрович стал превращаться из художника в чиновника. Марина Ладынина не могла с этим смириться. Разрыв усугубили его увлечения на стороне.
После развода родителей и размена квартиры в высотке на Котельнической набережной сын Андрей ушёл с отцом...
В год выхода на экран картины Пырьева "Свет далёкой звезды" (1965), в которой в главной роли снялась молодая жена Пырьева Лионелла Скирда-Пырьева, произошёл скандал, виновником которого стал Иван Пырьев. В "Известиях" появился фельетон, посвящённый Пырьеву. В результате режиссёра исключили из партии (потом восстановят) и сняли с поста председателя оргкомитета Союза советских кинематографистов.
Будучи в опале, Пырьев приступил к работе над фильмом "Братья Карамазовы" (1968, трёхсерийный, специальный приз международного кинофестиваля в Москве, 1969), одна из любопытнейших попыток экранного осмысления Достоевского. Однако довести работу до конца ему не было суждено. Вечером 7 февраля 1968 года вернувшись со студии, Иван Александрович лёг, уснул и не проснулся. Медицинское освидетельствование установило неслыханное количество инфарктов, перенесённых в работе, на ногах...
Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.
Третья серия фильма была закончена К.Ю. Лавровым и М.А. Ульяновым.
В 1969 году на Международном кинофестивале в Москве Ивану Александровичу Пырьеву посмертно был присуждён специальный приз за выдающийся вклад в киноискусство.
ПРИЗЫ И НАГРАДЫ
1938 — Орден Ленина (фильм "Богатая невеста")
1941 — Сталинская премия (I степени, фильм "Трактористы")
1942 — Сталинская премия (II степени, фильм "Свинарка и пастух")
1943 — Сталинская премия (II степени, фильм "Секретарь райкома")
1946 — Сталинская премия (II степени, фильм "В шесть часов вечера после войны")
1948 — МКФ в Марианских Лазнях (Премия Труда и Премия за лучший цветной фильм, фильм "Сказание о земле Сибирской")
1948 — МКФ трудящихся в ЧССР (Главная премия, фильм "Сказание о земле Сибирской")
1948 — Сталинская премия (I степени, фильм "Сказание о земле Сибирской")
1950 — МКФ в Карловых Варах (Премия Труда, фильм "Кубанские казаки")
1951 — Сталинская премия (II степени, фильм "Кубанские казаки")
1959 — ВКФ (Вторая премия, фильм "Идиот")
1959 — МКФ в Лондоне (Диплом, фильм "Белые ночи")
1959 — МКФ в Эдинбурге (Диплом, фильм "Белые ночи")
1959 — МКФ в Эдинбурге (Диплом, фильм "Идиот")
1969 — МКФ в Москве (Спец. приз (посмертно), фильм "Братья Карамазовы")
Международная премия мира (1952) — за документальный фильм «Мы за мир» (1951)
Георгиевский крест 3-й степени
Георгиевский крест 4-й степени
Три ордена Ленина (1938, 1948, ?)