В первые послевоенные годы перед мастерами киноискусства встала задача воплотить в своих произведениях исторические события Отечественной войны. Эта задача далеко не всегда получала правильное разрешение. За многочисленными постановочными эффектами, грандиозными баталиями и штабными сценами зрителям трудно было в этих фильмах разглядеть подвиг советского солдата и образ советского народа-победителя.
В лучших фильмах послевоенных лет продолжали плодотворно развиваться традиции социалистического реализма. Наиболее значительный - 2-серийный фильм "Молодая гвардия" (по роману А. Фадеева) о героях Краснодона, поставленный режиссёром Герасимовым. В этом фильме снималась группа молодых актёров - И. Макарова, C. Гурзо, Н. Мордюкова, С. Бондарчук, Л. Шагалова, В. Тихонов, Г. Юматов, Е. Моргунов, К. Лучко, М. Крепкогорская, Т. Носова, В. Авдюшко. В постановке ф. также участвовали режиссеры-практиканты ВГИКа: Е. Бегалин, Ю. Егоров, Г. Победоносцев, Т. Лиознова и др. Подвиг, мужество советских людей в годы Отечеств, войны нашли проникновенное воплощение в фильме "Повесть о настоящем человеке" (1948 г.) по повести Б. Полевого, режиссер Столпер, а также в лучших приключенческих фильмах - "Подвиг разведчика" (1947 г., реж. Барнет) и "Смелые люди" (1950 г., реж. Юдин).
Среди художественных фильмов о советской действительности послевоенных лет завоевал популярность музыкальный фильм "Сказание о земле Сибирской" (1948 г., реж. Пырьев), в котором раскрывалось обаяние простых советских людей (артисты Андреев, В. Васильева, В. Дружников, М. Ладынина). Фильм отличался интересным цветовым решением, выразительностью кадров русской природы (оператор В. Павлов). Режиссёрский темперамент Пырьева проявился в кинокомедии "Кубанские казаки" (1950 г.), где органично вводилась в действие музыка И. Дунаевского. Однако фильм не свободен от приукрашивания подлинной действительности.
Особое место в послевоенном кино занимает светлое поэтическое произведение режиссера Донского "Сельская учительница" (1947 г.), где на широком историческом и социальном фоне прослежен жизненный путь народной учительницы (актриса Марецкая).
В конце 40-х - начале 50-х годов широкое распространение получили биографические фильмы. В числе лучших биографических фильмов, поставленных в эти годы на киностудиях РСФСР, - "Академик Иван Павлов" (1949 г.) и "Мусоргский" (1950 .г, оба реж. Рошаль), "Глинка" (1947 г., реж. Л. Арнштам). Значительным произведением этого периода был исторический фильм режиссера Пудовкина "Адмирал Нахимов" (1947 г., в главной роли А. Дикий).
1947
Начаты были реконструкция старых киностудий и строительство новых в союзных республиках. Выпуск художественных, документальных, научно-популярных и мультипликационных фильмов стал из года в год увеличиваться. В творческую работу на киностудиях наряду с режиссёрами, сценаристами, операторами, художниками, актёрами старшего поколения всё больше включалась молодёжь, главным образом выпускники ВГИКа.
Самой известной послевоенной картиной стал фильм "Карнавальная ночь" режиссера Эльдара Рязанова с Людмилой Гурченко в главной роли. Так же в картине снимались Игорь Ильинский и Владимир Зельдин.