Отечественный кинематограф



Райзман Юлий Яковлевич
Главная | Регистрация | Вход

РАЙЗМАН ЮЛИЙ ЯКОВЛЕВИЧ


(2 декабря по старому стилю) 15 декабря 1903, Москва, Российская империя — 11 декабря 1994, Москва, Российская Федерация.
Выдающийся кинорежиссёр, сценарист, педагог.

Народный артист Латвийской ССР (1949).
Народный артист СССР (1964).
Герой Социалистического Труда (1973).

Окончил факультет общественных наук Первого МГУ (1924).
В 1924 году — литературный консультант на киностудии «Межрабпом-Русь», в 1925 году — ассистент у режиссёра Якова Протазанова.
В конце 1926 года Райзман был призван в Красную Армию и откомандирован в распоряжение Агитпрома ПУРа. В свою очередь ПУР назначил его режиссёром на только что созданную студию "Госвоенкино". Здесь он поставил свой первый фильм "Круг" (1927).
С 1931 года — режиссёр киностудии «Мосфильм» (в 1948 году, после запрета комедии «Поезд идёт на восток», переведён на Рижскую киностудию), работал в творческом содружестве со сценаристом Евгением Габриловичем.
В 1944-1964 годах — педагог ВГИКа, руководитель режиссёрско-актёрской мастерской, профессор.

В 1935 году Юлий Райзман снял фильм «Лётчики» (1935) о «величии обыденных дел советских людей». Режиссёру в этой картине удалось соблюсти весь необходимый романтический антураж, но обаяние фильма заключено не в перипетиях борьбы между чувством и долгом и не только в тонкой и деликатной игре исполнителей, среди которых солировал впервые снявшийся в кино Б.В. Щукин, непривычно лиричный, душевный и по-человечески притягательный. Очарование «Лётчиков» даже не столько в удивительной поэзии будней лётной школы, запечатленной благодаря выверенным и изысканным медленным проездам камеры Л.В. Косматова. Фильм пронизан светом, но не фанфарным апофеозом 1930-х годов, а застенчивым мотивом безмятежного счастья от того, что все эти молодые люди просто живут и летают.

Затем Райзман сделал историко-революционную (хотя по-своему камерную) ленту «Последняя ночь» (1937, Сталинская премия 1941) и экранизировал первую часть романа М.А. Шолохова «Поднятая целина» (1940). Новым взлётом в творчестве Ю.Я. Райзмана стала «Машенька» (1942, Сталинская премия 1943), запущенная в производство еще до войны. Особая прелесть «Машеньки» — в том, что будничная, ничем не примечательная довоенная жизнь скромной служащей на телеграфе и её друга, шофёра такси, видится как в дочиста вымытом стекле, буквально пронизана светом и поэзией бытия. Сама Машенька действительно проста, подчас наивна и доверчива, открыта в проявлении своих чувств к Алексею. Дарование сценариста Е.И. Габриловича и режиссёра Ю.Я. Райзмана слилось в этом фильме с редким талантом молодой актрисы Валентины Караваевой. Простота без простодушия, кротость, лишённая жертвенности, милая привлекательность женской натуры, не исключающая наличия живого и естественно проявляющегося ума, жизнерадостность будто светящегося лица и уникальное излучение доброты, даже не позволяющие заподозрить блаженного или, напротив, по-советски всегда оптимистичного расположения духа (как в тогдашних комедиях Г.В. Александрова и И.А. Пырьева). Название фильма «Машенька» — выражение трогательной сути досконально понятного и неминуемо загадочного женского русского характера. Она типично городской человек, а фильм снят в эстетике городского романса, тоже склонного к мелодраматизации жизни простых людей.

В годы войны Ю.Я. Райзман создаёт ещё одну ленту, в которой героическое неотделимо от будничного, а пафосное вовсе не противоречит человеческому — «Небо Москвы» (1944), своего рода продолжение «Лётчиков». И в то же время выполняет два политических заказа — документальные картины «К вопросу о перемирии с Финляндией» (1944) и «Берлин» (1945), обе отмеченные очередными Сталинскими премиями в 1946. Порой даже трудно поверить в то, что именно Райзман — самый щедро одаренный сталинского времени художник (лауреат шести Сталинских премий), автор верноподданнических лент «Райнис» (1949) и «Кавалер Золотой Звезды» (1950).

В 1948 году режиссёр вынужден был работать на маломощной Рижской киностудии, не угодив Сталину лирической комедией «Поезд идёт на Восток» (1947). Эту внешне непритязательную ленту ругали за мелкотемье, облегченное решение идеи возвращения советских людей к мирной жизни после войны и их вдохновенного строительства нового общества. И актёрский дуэт Лидии Драновской и Леонида Галлиса, которые не соответствуют советским представлениям об идеальных героях, трактуют «дорожный роман» как историю любви вне времени и пространства. Кинематографическое и смысловое значение ленты Райзмана выражено и названии и в эффекте смены «движущихся картинок».

В начале 1950-х годов опала Юлия Райзмана продолжалась уже из-за еврейского происхождения, попав в общую компанию «безродных космополитов», он был отстранен от работы в кино на несколько лет. Лишь в 1955 году Райзман, вернувшись к творчеству, снял семейно-бытовую драму «Урок жизни». Три года спустя, в 1958 году режиссёр снял культовый фильм советского времени «Коммунист», сделанный честно и с искренней верой в жертвенный подвиг скромного кладовщика Василия Губанова. С этого времени Райзман занял место среди самых маститых советских режиссёров, он плодотворно работал в 1960-1980-х годах, сняв ряд удачных и вызывавших общественный интерес лент.

Похоронен режиссёр на Троекуровском кладбище Москвы (участок № 2).
ПРИЗЫ И НАГРАДЫ
* Сталинская премия второй степени (1941) — за фильм «Последняя ночь» (1936)
* Сталинская премия второй степени (1943) — за фильм «Машенька» (1942)
* Сталинская премия первой степени (1946) — за документальный фильм «К вопросу о перемирии с Финляндией» (1944)
* Сталинская премия первой степени (1946) — за документальный фильм «Берлин» (1945)
* Сталинская премия второй степени (1950) — за фильм «Райнис» (1949)
* Сталинская премия первой степени (1952) — за фильм «Кавалер Золотой Звезды» (1950)
* Государственная премия СССР (1983) — за фильм «Частная жизнь» (1982)
* Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1986) — за фильм «Частная жизнь» (1984)
* Герой Социалистического Труда (1973).
* Два ордена Ленина (1967, 1973).
* Два ордена Трудового Красного Знамени (1950, 1963).
* Орден «Знак Почёта» (1940).
* Первая премия III-го Всесоюзного кинофестиваля "Лучшему режиссеру", фильм "Твой современник" (Ленинград, 1968).
Форма входа

Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright kinematograv.ucoz.com © 2024