Та самая, где, далее став бессмертным, поезд приближался к платформе вокзала. Где завтракал на террасе толстощекий бебе, где рабочие после смены дружно выходили из ворот фабрики. И где, наконец, озорной мальчишка зажимал ногою шланг, чтобы струя воды окатила садовника, поливавшего цветы, - сколько раз потом на экранах будет повторяться эта программа, вместе с которой родился кинематограф!
Среди зрителей первых столичных киносеансов в «Аквариуме» 30 мая 1896 года были известный композитор Александр Глазунов и глава демократической критики Владимир Стасов:
"«…Что-то необыкновенное, ни на что прежде не похожее, и такое, чего раньше нашего века никогда и ни у кого быть не могло. И мы с Глазуновым были тут в таком необычайном восхищении, что по окончании представления громко и долго хлопали в ладоши и громко кричали».
В мае 1896 года для съемок церемонии коронования императора Николая II прибыли французские операторы.Волей судеб одним из французов-пионеров был тот самый Франциск Дублие,, который вел сеанс в парижском Большом кафе 28 декабря. А может быть, и не было в Кремле Франциска Дублие, ибо по другим источникам коронацию снимал некто Камилл Серф, по-третьим – оператор Шарль Муассон. Так или иначе, но лента «Коронация» признана первым в истории фильмом-репортажем. А позже, «Царская хроника» утвердилась в качестве постоянной рубрики экрана, открывавшей программу каждого сеанса.
28 октября 1908 года состоялась демонстрация первого российского художественного фильма «Понизовая вольница» или «Стенька Разин». Лента целиком снята на натуре - в Сестрорецке под Петербургом, на озере Разлив, которое прославится, ибо там, скрываясь от полиции, Ленини будет писать какую-то свою книгу.
Сюжет состоит из шести сцен, разделённых длинными и малограмотными надписями-интертитрами. Действие и текст иллюстрируют популярную русскую песню «Из-за острова на стрежень» - легенду о любви Стеньки Разина к пленной персидской княжне. Сотоварищи недовольны атаманом, мол «нас на бабу променял» и подсовывают Стеньке фальшивое письмо якобы написанное княжной принцу Ганассу. Этот эпизод в песне отсутствует , он придуман сценаристом как исключительно «кинематографичный». Пьяный атаман в приступе ревности скоропалительно бросает пленницу в волжские волны, на чем действие мгновенно обрывается – княжна не успевает долететь до воды, как её перекрывает надпись «конец».
На первый взгляд – всё хорошо. Вода, по которой плывут ладьи, остров с сосновым лесом, куда причаливает ватага, поляна, освещенная солнцем – всё это очаровывает прелестью кинематографичности. Натура, как известно, спасает экран!
Беда приходит в кадр вместе с актёрами. Суетливые, грубо загримированные, с картонными кинжалами и кубками в руках, исполнители отчаянно вращают глазами, вообще не умеют играть, а в кино тем более. Мало отличаются от ряженой толпы и центральные фигуры: бородатый, рослый, толстый Стенька Разин и пышная, белая княжна в персидских шальварах.
Но это сейчас, в конце 13 года XXI века легко критиковать фильм, снятый более ста лет назад. За эти сто лет очень много что изменилось: в кинематографе работают профессионалы, изменилось качество изображения, в кино появился звук, которого там не было до 30-х годов XX века, появилось цветное изображение, а тогда… А тогда обнаружилось, насколько противопоказана киноэкрану «театральная» игра, бутафория, и наоборот, сколь органична естественность пейзажа, подлинные материалы и фактуры. Первый фильм, таким образом, был и первым уроком киновыразительности.