ТАРКОВСКИЙ АНДРЕЙ АРСЕНЬЕВИЧ
Родился 4 апреля 1932 года в селе Завражье, Юрьевецкий район, Ивановская Промышленная область (ныне — сельское поселение Завражье Кадыйского района Костромской области).
Режиссёр, сценарист, актёр, художник.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (28.03.1974).
Народный артист РСФСР (25.01.1980).
Учился в Московском институте востоковедения, работал в геологических партиях. В 1960 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская М.И. Ромма) и защитил диплом короткометражным фильмом «Каток и скрипка» (1960, главный приз фестиваля студенческих фильмов в Нью-Йорке, США, 1961).
С 1961 года — режиссёр «Мосфильма».
«Иваново детство» (1962, по мотивам рассказа Владимира Богомолова «Иван», «Золотой лев святого Марка» на кинофестивале в Венеции, 1962 год и более 10 призов на других кинофестивалях) сделало имя Тарковского знаменитым, а его метафоричный новаторский киноязык — объектом споров и киноведческих изысканий. Кинорассказ о десятилетнем разведчике построен на контрасте между естественной гармонией детства и уродливой стихией войны, историческая конкретика которой перерастает во вневременной конфликт между жизнью и смертью, светом и тьмой. Война увидена как конечная точка Истории — Апокалипсис. «Иваново детство» заявило о кинематографе Андрея Тарковского как об эстетическом и нравственном феномене — с единой генеральной тЕмой — ответственности человека перед всем ходом Истории.
Картина «Страсти по Андрею» (1966, приз на кинофестивале в Канне, 1969), включенная в список 100 лучших фильмов в истории кино (1978), подверглась сокращениям и вышла на экраны в 1971 году под названием «Андрей Рублёв». Жизнь великого иконописца стала отправной точкой для размышлений о судьбе художника в России. Сама Россия 15 века предстает в трагической обыденности. Тарковский стремился, по его словам, к правде прямого наблюдения, достигая эффекта почти документальной достоверности. Грандиозные массовые и батальные сцены отличает виртуозная организация внутрикадрового движения. Постановочный размах сочетается с классической красотой каждого кадра. В целом фильм представляет собой размышления русского интеллигента 1960-х годов о феномене России, о народе, непостижимо выживающем в условиях непреходящей катастрофы.
В «Солярисе» (1972, по роману Станислава Лема, «Серебряная пальмовая ветвь» и приз экуменического жюри на кинофестивале в Канне, 1972) Тарковский обращает свой взгляд в будущее, чтобы обнаружить в нем непреложные ценности: красоту земного пейзажа, патриархальный уют дома, бессмертные произведения искусства и неизменность нравственного закона.
«Зеркало» (1975) — автобиографический фильм, построенный на воспоминаниях о детстве, матери и отце — замечательном поэте Арсении Тарковском, чьи стихи звучат за кадром. Фильм, лишенный линейного повествования, построен на изощреннейшем ассоциативном монтаже. Рядом с глубоко личными мотивами здесь присутствует живое дыхание истории. Интимные воспоминания перемежаются событиями мирового значения, запечатленными в редких малоизвестных хроникальных кадрах.
В 1977 году Тарковский ставит «Гамлета» Уильяма Шекспира в Московском Театре имени Ленинского комсомола (постановка успеха не имела).
В «Сталкере» (1979, по роману братьев Стругацких «Пикник на обочине», премия экуменического жюри кинофестиваля в Канне, 1982) причудливый кинематографический язык Тарковского претерпевает ряд изменений, становясь внешне аскетичным, но технически более сложным. Фильм предельно очищен от внешних примет фантастического жанра. Изображение почти монохромно, некоторые планы небывало длинны по метражу, движение внутри кадра порою почти незаметно. И если это фильм-путешествие, то скорее всего, в пространстве человеческой души.
В 1982 году Андрей Тарковский уезжает в Италию, где в процессе поисков натуры для нового фильма снимает документальную ленту «Время путешествия» (1982). В 1983 году осуществляет постановку оперы «Борис Годунов» в Ковент-гардене (Лондон).
«Ностальгия» (1983, Италия-Франция, Гран-при, приз экуменического жюри на кинофестивале в Канне, 1983) рассказывает о русском поэте, умершем в Италии от тоски по Родине. Фильм снят в той же, внешне аскетической манере, адекватно передающей душевный кризис героя. В картине отчетливо звучит мотив личной жертвы, который получит развитие в шедевре «Жертвоприношение» (1986, специальная премия, премия экуменического жюри на кинофестивале в Канне, 1986), снятом в Швеции и ставшим последним фильмом Тарковского, его завещанием. Здесь режиссёрская техника достигает предельной высоты и подводится итог нравственному поиску Тарковского. Герой фильма жертвует личным благополучием — сжигает свой дом, оставляет семью и горячо любимого сына, обрекает себя на молчание — по обету, данному Богу, чтобы спасти человечество от атомной катастрофы. Именно такое, полное и самозабвенное, жертвоприношение представляется режиссёру венцом и смыслом жизни. Последний фильм стал логической точкой в напряженном богоискательстве, пронизавшем всё творчество Тарковского.
В конце 1985 года режиссёру поставлен диагноз — рак лёгких. В январе 1986 года он начинает лечение в Париже, где 29 декабря 1986 года умирает на 55-м году жизни. Похороны режиссёра состоялись 3 января 1987 года на Русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в окрестностях Парижа. Его надгробный памятник с надписью "человеку, который увидел ангела" был сделан Эрнстом Неизвестным.
С 6 по 13 июля 2007 года в Ивановской области прошел I Международный кинофестиваль имени Андрея Тарковского «Зеркало». Кинофестиваль был посвящен 75-летию со дня рождения Мастера.
ПРИЗЫ И НАГРАДЫ
Лауреат Ленинской премии (1990, посмертно).
Лауреат итальянской премии «Давид ди Донателло» (1980) в номинации «За вклад в киноискусство» за ретроспективу фильмов.