Отечественный кинематограф



Тодоровский Петр Ефимович
Главная | Регистрация | Вход

ТОДОРОВСКИЙ ПЕТР ЕФИМОВИЧ


Родился 26 августа 1925 года в городе Бобринец, Кировоградская область, Украина.
Режиссёр, оператор, сценарист, актёр, композитор.

Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1967).
Народный артист РСФСР (1985).

Учился в Саратовском пехотном училище, участник Великой Отечественной войны.
Окончил операторский факультет ВГИКа (1954, мастерская Бориса Волчека).

Режиссёр принадлежит к славному военному поколению наших кинематографистов. Как у Григория Чухрая, Владимира Басова, Юрия Озерова, Василия Ордынского, Станислава Ростоцкого, и у него в начале жизни была война, пехотное училище, фронт, три года в армии после Победы. В кино начинал как оператор. Многим своим сверстникам режиссёрам помог снять «их кино». Например, Марлену Хуциеву «Весну на Заречной улице» и «Два Фёдора». Затем самоучкой пришёл в режиссуру, чтобы снимать «свое кино».

И тут в нем открылись многие дарования: драматурга, композитора, а, главное, режиссёра. И сразу определилось творческого лица необщее выражение: лиризм, мягкий юмор, смех, оттенённый печалью, мужественный сдержанный драматизм, скромная поэтичность. Он проявил редкое умение работать на стыке жанров и делать человечное, доброе, «про жизнь», по-настоящему зрительское кино.

Это могла быть лирическая комедия — «По главной улице с оркестром» или «Любимая женщина механика Гаврилова». Могла быть мелодрама — «Последняя жертва». Могла быть грустная притча — «Фокусник». И всегда это был жанр с поправкой на неповторимую режиссёрскую индивидуальность Петра Тодоровского. Даже авантюрная мелодрама «Интердевочка», первый отечественный фильм о валютной проститутке, вопреки материалу, сохранил милосердие и чистоту художнического взгляда.

С особой силой звучит его авторский голос в фильмах, обращённых к судьбе военного поколения. Они настолько же отображают биографию многих других, насколько и его собственную. Таким был его режиссёрский дебют, фильм 1960-х годов «Верность», который сегодня он сам сурово называет «детским лепетом». Действительно, в 1980-е и 1990-е годы в фильмах этого цикла прибавилось горечи, жесткости, драматизма. Спали цензурные путы, а главное, старше, мудрее стал сам режиссёр. Теперь он яснее видит и глубже понимает трагедию своего поколения, у которого в социальном и политическом плане украли победу оплаченную такой невыносимой ценой. Оккупировав Европу, их силами; цинично презрев свои обязательства перед миллионами военнопленных и инвалидов. Но нравственно победу у лучших из них украсть не смогли. Она вошла в их дух, плоть, кровь. Благодаря Марлену Хуциеву, экран запечатлел и сохранил образ одного из них — Петра Тодоровского («Был месяц май»).

1940-е — начало 1950-х наша недалёкая, но всё более и более удаляющаяся от нас история. В трилогии Петра Тодоровского: «Военно-полевой роман» (1983) — «Анкор, ещё анкор» (1992) — «Какая чудная игра» (1995) — мы заново переживаем её. Ни любви, ни свободы, ни самой жизни — здесь победитель не получает ничего. Кроме нашего уважения, любви, жгучего чувства вины и долга, который уже не оплатить.

А судьба наградила Петра Тодоровского именно в День победы, подарив ему сына.

Ушёл из жизни 24 мая 2013 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище (10 уч).
ПРИЗЫ И НАГРАДЫ
Два ордена Отечественной войны I степени (1945, 1985 гг.).
Орден Отечественной войны II степени (1945 г.).
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени — за выдающийся вклад в развитие отечественного кинематографа и многолетнюю творческую деятельность (31 декабря 2005).
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (26 августа 2000) — за большой личный вклад в развитие киноискусства
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени — за заслуги перед государством и успехи, достигнутые в труде, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами (11 августа 1995).
Лауреат премии «Золотой Овен» (1995, за гуманизм творчества).
Лауреат Государственной премии РФ (1996, за фильмы «Военно-полевой роман», «Анкор, ещё Анкор!» и «Какая чудная игра»).
Премия II-го Всесоюзного кинофестиваля за фильм "Верность (Киев, 1966 год).
Премия "Опера-прима" за лучшую первую режиссерскую работу, фильм "Верность" (МКФ в Венеции, 1965 год).
Форма входа

Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright kinematograv.ucoz.com © 2024